100Тора учит: “…не ожесточи сердца своего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Но открой ему руку свою и дай ему…” (Дварим, 15 – 7; 8).

Я процитировал лишь одно из многих мест в Торе, где говорится о необходимости помогать другим. Есть еще и запрет сжинать край поля, подбирать упавшие во время жатвы отдельные колоски, законы седьмого и пятидесятого годов, особое внимание к сиротам и вдовам и …

… И были всегда в еврейских общинах старосты, собиравшие деньги у богатых и распределявшие их среди нуждающихся, и стоят во всех синагогах копилки с надписью “ЦДАКА”.

Помощь была всегда. А благотворительности – не было, и понятия такого нет в Торе. Так уж получилось, что тысячи лет помогали евреи обнищавшим братьям своим, а о благотворительности и не знали. Да и откуда было нам знать о таком благородном деле, если оно не соответствует нашему миропониманию.

Справедливость – это в рамках иудаизма. Именно справедливость обязывает нас давать цдаку (слово с иврита и переводится: “справедливость”). Человек, цдаку не дающий, не только не на высоте в моральном плане, но и попросту нарушает закон. Б-гом данный закон нарушает.

Но чем же отличаются цдака и благотворительность?

Как говорили в славном городе Одессе: “Это две большие разницы”.

Во-первых: цдаку мы даем не от щедрот наших, и, отнюдь не потому, что деньги карман тянут, а потому, что так велит Тора. (Приятно от всего сердца получать, зато, когда знаешь, что это по закону получить положено, чувствуешь себя уверенней). Во-вторых: нам, существам разумным и имеющим свободу выбора, Творец предлагает участвовать в распределении благ. То есть работать вместе с Ним. (На языке Торы мицва (заповедь) и цевет (коллектив) – слова одного корня. А случайные совпадения в Торе, как известно, исключены).

Всевышний дает нам богатство: “Если Г-сподь не созидает дома, напрасно трудятся строящие его; если Г-сподь не стережет города, напрасно усердствует страж” (Псалмы, 127 – 1 ).

Более того, Б-г учит нас, как правильнее вложить свои деньги. В притчах царя Соломона есть такая фраза: “Заимодавец Г-спода – милующий бедного, и за его благодеяние Он уплатит ему” (Мишлей 19 – 17).

Мудрецы наши разработали подробную инструкцию, как нам на практике выполнять заповедь цдаки.

Всякий, кто милосерден, удостаивается милосердия. Никогда не беднеет человек оттого, что дает. Поэтому, даже нищий, живущий на цдаку, должен отдавать несколько монеток своему товарищу. Ну а тот, кто имеет заработок, обязан отдавать бедным от 10% до 20% своего дохода. (Больше 20% на цдаку не дают. Человек должен заботиться о семье, и о своем деле). Рамбам отмечает, что давать надо “благожелательно и радостно”.

Насчитывают наши мудрецы восемь ступеней цдаки:

1. Дает, огорчаясь;
2. Дает слишком мало, но доброжелательно;
3. Дает, когда его просят;
4. Дает прежде, чем попросили;
5. Бедный знает, от кого он получил, а дающий не знает, кому дал;
6. Дающий знает, кому он дал, а получающий не знает, от кого получил;
7. Дающий не знает, кому дал, а бедный не знает, от кого получил;
8. Поддержать бедного займом, или дать ему работу, чтобы у него не было впредь необходимости обращаться за помощью.

Вот так от ступени к ступени раскрываем мы перед нуждающимся наш кошелек, наше сердце, наш разум.
Автор: р. Борух Клейнберг

Источник: http://www.jewish.ru

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
brand brand brand brand brand